Юрьев-Польской. Пробежка.

Городок производит впечатление очень и очень провинциального. Его история и путаница с названием, как обычно, на WIKI для тех кому интересно, что такое ополье. В путеводителе по Золотому кольцу из серии «Вокруг света» написано, что город на исторические события оказался слабоват. Впрочем, в каких-то ситуациях это городу даже помогает – он нередко используется в качестве депрессивной кинонатуры. Свежий пример – фильм «Юрьев день».

Будний день, около 14-00:

За оградой Михайло-Архангельского монастыря чудесный пруд 4 на 8 с громко квакающими лягушками. Снаружи монастырь охраняют колючки:

Вход в монастырь (именно он и является географическим центром упомянутого фильма, к слову) со стороны улицы «1-е Мая»!

За тридцать рублей можно подняться на колокольню. Какой-то необыкновенной перспективы не открывается, но залезть вполне можно. Монастырь действующий. Братия – 2 человека.

Главной изюминой старой части города является, безусловно, Георгиевский собор, построенный более 750 лет назад. К сожалению, у храма была сложная судьба, в частности, он обрушался по собственной инициативе в XV веке.

Изображение с сайта http://www.rusarch.ru/voronin1.htm. Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., «Искусство», 1967.

Тогда же его восстановили, существенно исказив внешний вид – он стал приземистым и кургузым :-).

 

Главной реликвией собора является «Святославов крест». С ним тоже все непросто. Процитирую http://www.kawelmacher.ru/science_kavelmakher6.htm:

Рельефная композиция, вошедшая в историю русского искусства под названием «Святославов крест», была собрана причтом Георгиевского собора на рубеже XVIIIXIX вв. из обломков не одного, а двух древних зданий. Главным источником обломков была «церковь камена Святый Георгий», вторым — «придем [к ней] Святая Троицы». «А резаны [те храмы] на камени вси, и развалилися вси до земли; повелением князя великаго Василей Дмитреевъ те церкви собрал вси изнова...». Вся композиция состоит из семи фрагментов — пяти громадных каменных досок и двух стен­ных квадров со снятой хвостовой частью — и распадается на три независимых друг от друга настенных рельефа: на «Распятие с предстоящими» на трех досках и одном квадре (на нем вырезана верхняя перекладина креста с Престолом уготованным; на изображенных на отдельных досках двух святителей в молитвенных позах (остатки неизвестной четырехфигурной деисусного типа композиции) и на так называемый камень с надписью, сообщающей о поставлении «креста» князем Святославом. Все три элемента не связаны между собой ни иконографически, ни «археологически», ни (если выделить из них обломок с надписью) — «топографически». Обе композиции принадлежат фасадной пластике Георгиевского собора, поскольку на их гладкие доски заходят побеги растительного орнамента, покрывающие снизу стены храма. О месте расположения четырех фигур святителей с уверенностью судить не беремся.

Как бы то ни было, к кресту идут, в витрине даже сделано маленькое окошко, чтобы до него можно было дотронуться.

С восстановлением храма после разрушения дела обстояли еще круче. Речь идет о пятнадцатом веке, напомню:

Никакого интереса к фрагментам разрозненных иконных композиций со стен старого собора каменщики, как известно, не проявляли. Единственная дань законам гармонии, которую они взялись платить добровольно, заключалась в том, что камни с фигурами или остатками фигур святых или мифологических животных они старались ставить в кладку вертикально, не класть набок и не переворачивать. Ни одна из предполагаемых 12 настенных композиций, за исключением «Распятия» и случайно подобравшегося «Гостеприимства Авраама», ими собрана не была. Таковы были принципы ермолинской «реставрации»: все три тимпана парадного северного фасада и два в пряслах фасада западного — в северо-западном и центральном были сложены из нового гладкотесанного камня.

Случайность кладки очевидна:

Модоца ребяты, в общем :-). Джамшут и Равшан, прям :-).

Так или иначе, собор интересен как снаружи, так и внутри.

Вот я неграмотный – что за тётка с корзиной, встречающаяся повсеместно на стенах?

Резной камень XIII века удивителен:

Имея штатив, за 60 рублей можно сделать фотографии внутри:

 

 

Следующая остановка Боголюбово.